Что такое претензия с юридической точки зрения? Как предъявить ее правильно?
Претензия иначе называется рекламация, и представляет собой деловую корреспонденцию, применяемую в случаях, когда одна сторона (лицо, непосредственно направляющее претензию) обращается к другой стороне с выражением недовольства относительно невыполненных или не в полной мере, некачественно выполненных обязательств.
Можно привести в пример претензии о возврате долга, об оплате оказанных услуг, о невыполнении тех или иных договорных условий.
До того, как отправить претензию, желательно поговорить лично или по телефону. Возможно, такие переговоры приведут к положительному результату. Если же нет, получение должником письменной претензии может возыметь более эффективное действие. Ведь должник поймет, что шутки закончились, и на горизонте маячит суд.
Кто напишет претензию?
Если речь идет о претензии от юридического лица, как правило, писать ее будет юрисконсульт. Он знает, как сделать это юридически грамотно, с соблюдением всех правовых норм. Иногда такой работой занимается секретарь или руководитель отдела.
Кто бы не занимался написанием претензии, важно, чтобы претензия была составлена правильно, с четко изложенными требованиями.
Правила составления претензии
Следует отметить, что законом не установлен какой-то единый шаблон, по которому должна быть написана претензия. Ведь многое зависит от конкретных обстоятельств того или иного спора. Однако есть ряд условий, которые важно и нужно соблюдать. Так, в претензию должны включаться следующие моменты:
- сведения как о лице, отправляющем претензию, так и о получателе. Если это юридические лица – их наименование, юридический адрес, реквизиты. Если физические лица – фамилию, имя, отчество, адрес;
- причины, побудившие написать претензионное письмо. При этом важно сослаться на нормы законодательства и пункты договора;
- варианты решения проблемы. Обычно в претензии указывается, что в случае неисполнения требований вопрос будет решаться в судебном порядке.
- доказательства (чеки, фото, квитанции и т.п.). Конечно, к претензии прилагаются копии, а не оригиналы.
Претензия должна быть датирована и подписана. Подписать претензию в организации может только уполномоченное лицо. Как правило, это руководитель.
Цифры необходимо дополнительно писать прописью.
Конечно, можно написать претензию от руки. Но в большинстве случаев претензия набирается на компьютере. При этом на претензии должна быть «живая» подпись уполномоченного лица. Что касается печати, ее ставить необязательно, в настоящее время такого требования нет.
Ждать ответа на претензию необходимо по общему правилу в течение месяца. Однако все зависит от вида спора и его сторон.
Претензию можно отправить по почте или вручить лично. В последнем случае важно, чтобы получатель письменно подтвердил данный факт.
Конечно, особых сложностей в написании претензии нет. Но человеку, не искушенному в юридических тонкостях, может быть сложно соблюсти все необходимые формальности. Поэтому лучше всегда доверять написание претензии профессионалу.